Мангистау - одно из самых загадочных и наполненных таинственной важностью мест Казахстана. Здесь современность отлично “уживается” с историей. Скалы, возвышающиеся над Каспием тысячелетиями превосходно сочетаются с недавно построенной человеком тропой, ставшей любимым местом поломничества туристов и жителей региона. Камни на набережной, “прожившие” века восхитительны на фоне новомодной белокаменной набережной.
Помимо своих красот, созданных человеком и подаренных природой, Мангистау является самым сакральным объектом страны. Нигде больше нет столько святых мест и такого огромного количества разнообразных легенд, передающихся из уст в уста десятками поколений.
Мы создали для вас подборку самых интересных легенд области.
Легенда о покровителе змей
Путь к мечети Шакпак-Ата лежит через красивейшее кремниевое ущелье. Один из старожилов поселка Шаир утверждает, что, согласно преданию, Шакпак-ата – это не настоящее имя стротителя мечети, а прозвище, данное ему в битвах с врагами. По легенде от его оружия, как от кремния, в боях отлетали искры.
В сохранившихся документах прошлого сказано, что “больше он был известен под именем Чахмаг-ата. В дороге, когда возникала необходимость добыть огонь, Шакпа-ата прикосался одним ногтем к другому и искры сыпались в разные стороны”.
Известный геоморфолог Серикбол Кондыбай, выяснил, что в мифологии Шакпак-ата является повелителем змей и покровителем умерших, а как историческая личность – внуком Шопан-ата.
Шакпак-ата, последователь учения Ходжи Ахмеда Яссауи, относится к числу 360 святых, почитаемых в Мангистау.
Бытует вот такая легенда о Шакпак-ата. Шел однажды суфий мимо одного аула и стал невольным свидетелем нелицеприятной семейной сцены: муж избивал свою жену. Причиной тому была бездетность женщины. Шакпак-ата незамедлительно вступился за несчастную. То ли в знак благодарности и признания, то ли от нежелания продолжать жить в вечных унижениях, женщина пошла за Шакпак-ата. Говорят, в том безжизненном месте, где они остановились, стали пробиваться из-под земли родники, как из ведра лить дожди. И люди потянулись сюда с надеждой, что здесь отыщут снадобье от своих бед и лишений.
По сей день эти места окружены особым ореолом таинственности и загадочности. Какая-то особенная тишина и покой обволакивают путников своими объятиями.
В местах активного паломничества в последнее время замечена мирская суета, а здесь - ни души. По вымощенным ступенькам можно спокойно пройти и обозреть мечеть снаружи и внутри. Поднимаясь в скалистую мечеть, можно услышать, как в отдалении, в низине, ухает филин.
Легенда о подростке спасшем сородичей
Раньше горы Каратау были богаты на родники и ручьи. Они буквально заполняли ущелья горных массивов. Туристы, которые были здесь в 70-ые годы рассказывают, что во время прохождения маршрута встречались заросли мяты выше человеческого роста, деревья с ветвистными стволами. Однако сегодня родники пересохли, земля осиротела.
Легенда о Шеркале гласит: во время одного из нападений калмыцких войск часть туркменов укрылась в горе-крепости Шеркала. Враги окружили гору. Чтобы выжить, туркменам пришлось вырыть колодец.
Однако калмыки узнали об этом и перекрыли доступ к воде. Тогда, понимая что их ждет нименуемая гибель, туркмен Ходжа Хасым, находившийся в осажденной крепости, спустил своего проворного 12-летнего сына Ходжи Нияза по веревке с горы в место, где неподалеку пасутся табуны.
В этом табуне пасся любимый скакун Ходжи Нияза, белый конь с пушистой гривой и хвостом по кличке Акча-Ат. Мальчик проскочил сквозь врагов, незаметно оседлал коня и три дня и три ночи добирался вскачь до Хивы, чтобы сообщить соплеменникам о том, что требуется помощь.
Узнав о беде, хивинские туркмены срочно выехали на помощь. Окружив калмыков, освободили оставшихся в живых.
Легенда о спасенной жене
Вот уже столетие эта легенда о Бекет-Ата передается из уст в уста. Один курдас (ровесник) однажды выразил сомнение в разговоре с соседом: “Почему Бекет, как крот, роет землю, что-то на ней громоздит, а его за это вознесли в ранг святых?” Возвращение к этому разговору не заставило себя долго ждать. Время было осеннее. Отправился курдас с джайляу в родной Мангистау на зимовку. Жена его, проезжая на верблюде по крутой дороге, сорвалась в пропасть. Единственное, что она успела произнести: “Бекет!” Вмиг улетучились сомнения курдаса по поводу неземных способностей Бекет-ата: “Бекет, держи ее! За спасение обещаю верблюда и триста баранов”. А сам в страхе помчался объездной дорогой к месту падения жены.
Подъехав туда поближе, он увидел, что жена как ни в чем не бывало едет на своей стройной верблюдице ему навстречу. Первыми были ее слова: “Верно, Бекет помог, сходи к нему”. Не откладывая в долгий ящик, отправился курдас в обетовальню Бекет-ата, в мечеть. Надеясь на то, что никто не слышал его тайной молитвы у обрыва тем страшным днем, обещанных баранов он не стал отдавать, прихватил с собой лишь молодого верблюжонка. Когда он встретился с Бекет-ата, тот поднял рубаху и обнажил свою спину, на которой были заметны посиневшие следы от четырех ног верблюда:
– Смотри.
На его спине были кровавые следы копыт верблюда, который упал на него вместе с наездницей. Курдас замер в удивлении:
– Зачем ты это сделал? Тебе твоя жизнь недорога?
На что спаситель ответил односложно:
– Мы курдасы. Мне тоже нужны сверстники. – При этом добавил:
- А куда 300 баранов денешь?
Курдас застыл в удивлении: откуда Бекет-ата мог узнать об этих баранах? Оправившись от потрясения, курдас воскликнул:
- О Аллах, прости! Бекет, ты настоящий друг! Прости своего курдаса!
Упал курдас к ногам Бекета. Все присутствовавшие увидели, как вмиг поседели волосы кающегося. Стыдно стало курдасу за свою скупость. Говорят, часть строительства мечети в Бейнеу он взял на себя.
Легенда о белой лошади и черной лжи
Украл однажды туркмен у казаха лошадь. Зная, что творит неверное, решил туркмен замолить свой грех и отправился к Бекет-ата. Казах, лишившись единственного транспортного средства, кормильца и добытчика, любимой лошади, тоже обратился к помощи Бекет-ата. И встретились оба просящих у мечети суфия. Оставшийся без лошади пытался убедить суфия в том, что первым должен слышать молитвы своего сородича. На что Бекет-ата ответил:
- Первый тот, кто первый. Поначалу я разберусь с бедой туркмена.
Когда туркмен возвратился к украденой им лошади, он увидел, что из белой она превратилась в черную. Во сне ему привиделся Бекет-ата, который произнес: “Верни лошадь”.
На утро в полубреду туркмен отвел лошадь к дверям юрты, в которой жил казах. И не веря своим глазам, он увидел, как черная лошадь вновь становится белой.
Легенды о Караман-ата
До наших дней дошло предание местных жителей о том, что однажды между двумя родами, кочевавшими на Мангышлаке, произошел спор по одному очень важному делу. Для решения спора уговорились принять присягу сто человек с каждой стороны на могиле Караман-ата. Одна сторона, будучи неправой, тоже приняла присягу. После клятвопреступления участники неправой стороны попытались отойти на сто шагов от места клятвы и оседлать коней, чтобы отправиться домой. Вдруг услышали гром, подобный пушечному выстрелу. Лица их помрачнели, и все сто замертво упали с лошадей.
Наиболее распространена в народе следующая легенда: поспорили однажды между собой туркменский и казахский народ. Чтобы покончить спор миром, решили привлечь к разбирательству Бекет-ата. Бекет-ата предложил совершить спор у могилы Караман-ата. Было принято в то время у казахов спорить на единственного сына какого-нибудь из известнейших в племени людей. Выбор пал на Кошана, сына известного батыра Кожа-назара. Бекет-ата посадил перед собой Кошана на черную лошадь. В седло воткнул шило и изрек:
- Если не прав казахский народ, то наказание постигнет тотчас.
Тут, откуда ни возьмись, разразилась молния и ударила в шило. Бекет-ата, схватив мальчугана на руки, на крыльях слетел с коня и благополучно приземлился. Вторая сторона, не желая признать свое поражение, решили продолжить спор на своей земле, в Туркмении, в святом месте Шикабр-Ата (Конеургенч), в шестистах километрах от Караман-Ата. Бекет-ата предложил не терять времени зря и встретиться в Шикабр-Ата на утреннем намазе. Бекет-ата вместе с Кошаном обратились в лебедей и благополучно к утру добрались до условленного места. С опозданием прибыв, туркмены признали победу второй стороны. Благодаря Бекет-ата дело порешилось миром.
Святой Султан-эпе - покровитель мореплавателей
По легенде, Султан-эпе является покровителем тонущих в море людей. На его счету много подвигов. Например, святой переносит для отца Каабу в Бакырган (Хорезм), чудесным образом оживляет заколотых быков и др. Однако Хаким-ата с недоверием и ревностью относится к деяниям своего сына. В ответ на это Султан-эпе, простившись с отцом и матерью, становится невидимым. Узнав об этом, Ходжа Ахмед Яссауи наказывает Хаким-ата. Легенды рассказывают, что по его повелению над могилой последнего сорок лет текли воды Амударьи, а город Бакырган был разрушен.
Примерно через сто лет после исчезновения Султан-эпе на Мангистау поселились ногаи. Легенды повествуют, что среди кочующих ногаев был один мулла, обучавший детей грамоте. Среди его учеников был слабый и хромой мальчик по имени Хейрулла. Над ним издевался кто как мог: каждый день он получал в школе побои, его бил и гулла, а дома- родители. Сверстники также издевались над ним и постоянно обижали его. Однажды Хейрулла ушел далеко в степь, где решил свести счеты с жизнью и не сносить от всех унижения и издевательства. Но Султан-эпе сохранил ему жизнь. Когда мальчик, обессилив от слез и душевных страданий, уснул, святой старец вдохнул в него знания и мудрость. Он повелел Хейрулле построить мечеть в том самом месте, где увидит орла, сидящего на земле.
Когда мальчик вернулся в аул, он отвечал на вопросы муллы, взрослых как умудренный жизнью человек, познавший суть истины, - грамотно, мудро, взвешенно. Мудрости мальчика дивился весь народ. Хейрулла же после этого ушел в степь и вернулся к отмеченному месту. Каждый раз, при-касаясь руками к большим камням, он произносил имя святого: “О, Султан-эпе!”. Камни, к которым прикасались руки мальчика, легко поднимались и укладывались туда, куда нужно было. Так Хейрулла быстро построил мечеть. После этого чуда мальчика стали называть почтительно суфием.